Система охлаждения ваз 21214 –закрытого типа, жидкостная, с принудительной циркуляцией. Для обеспечения герметичности системы в пробке расширительного бачка используются клапаны. При нормальной температуре двигателя впускной клапан открыт, что позволяет системе охлаждения сообщаться с расширительным бочком, т.е. при нагревании двигателя охлаждающая жидкость вытесняется в бачок (за счет расширения), а при остывании возвращается обратно в систему. Закрытие впускного клапана может произойти при резком повышении давления в системе охлаждения, например, закипание жидкости. Выпускной клапан практически всегда закрыт. Он открывается только в том случае, когда давление в системе достигает 0,5кг на квадратный сантиметр.
1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – труба отвода жидкости от радиатора отопителя; 4 – шланг отвода жидкости от радиатора отопителя; 5 – кран отопителя; 6 – радиатор отопителя; 7 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева карбюратора; 9 – шланг отвода жидкости от блока подогрева карбюратора; 10 – термовакуумный выключатель клапана рециркуляции; 11 – перепускной (байпасный) шланг термостата; 12 – крышка насоса охлаждающей жидкости; 13 – крыльчатка вентилятора; 14 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов; 15 – подводящий шланг радиатора; |
16 – радиатор; 17 – пробка радиатора; 18 – сливная пробка радиатора; 19 – кожух вентилятора; 20 – отводящий шланг радиатора; 21 – ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 22 – корпус насоса охлаждающей жидкости; 23 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 24 – термостат; 25 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 26 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; 28 – крыльчатка электровентилятора; 29 – электродвигатель; 30 – кожух электровентиляторов. |
Термостат и вентилятор радиатора поддерживают тепловой режим работы двигателя. На инжекторном двигателе перед радиатором установлены два электровентилятора, которые включаются по команде электронного блока управления двигателя.
Насос
Насос охлаждающей жидкости приводится в движение клиновым ремнем, который соединен со шкивом коленчатого вала. Корпус насоса выполнен из алюминия. Валик вращается в двухрядовом подшипнике. На задний конец валика напрессована пластмассовая крыльчатка, а на передний конец – ступица шкива. Чтобы правильно установить положение ручья шкива насоса, необходимо чтоб расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружной части торца ступицы составляло 84,4 мм (+-1 мм). Так же, когда производится установка крышки с прокладкой, проверяется зазор между корпусом насоса и лопастями крыльчатки, который должен составлять 0,9-1,3 мм.
В случае выхода из строя самоподвижного сальника насоса или подшипника, рекомендуется заменить крышку насоса в сборе с крыльчаткой и валиком.
Термостат
Устанавливаемый на ваз 21214 термостат обеспечивает перераспределение потоков жидкости. Когда двигатель автомобиля холодный, жидкость в системе охлаждения циркулирует по малому кругу (минуя радиатор), так как клапан термостата перекрывает патрубок, который ведет к радиатору. Малый круг в себя включает: блок подогрева дроссельного узла, впускной коллектор, радиатор отопителя. Когда температура начинает подниматься до 78-85 °С, то клапан перемещаться, тем самым открывая основной патрубок. На этой стадии часть жидкость начинает циркулировать по большому кругу (при этом минуя радиатор). Когда температура поднимается до 90 °С и выше, то основной клапан открывается полностью, и вся жидкость циркулирует по большому кругу, включая радиатор.
По нагреву нижнего патрубка радиатора можно оценить исправность термостата: если при температуре жидкости 80-85 °С, он холодный, и горячий при 85-90 °С, то термостат исправен. В противном случает его следует заменить. Термостат неремонтопригоден.
Радиатор
Два вертикальных пластмассовых бачка и два горизонтальных ряда круглых алюминиевых трубок с охлаждающими пластинами включает в себя конструкция радиатора. Для улучшения охлаждения пластины имеют насечки, которые позволяют с большей эффективностью отводить тепло. Между собой трубки соединяются резиновыми прокладками. Для слива охлаждающей жидкости установлена пробка, которая находится в нижней части левого бачка.
Чтобы улучшить обдув радиатора устанавливают кожухи, которые направляют потоки воздуха от вентиляторов.
Система охлаждения ваз 21214 с карбюраторным двигателем имеет аналогичную конструкцию, за исключение следующего пункта:
- вентилятор приводится в движение механическим приводом и установлен на шкиве насоса охлажд. жидкости.
Читайте также: Новости России Украины и мира.